callpoint

Главная » Статьи » Оффшорные темы

Европейский суд оставил «социальных туристов» без пособия
Европейский суд оставил «социальных туристов» без пособия
Европейский суд (высшая судебная инстанция ЕС) в своём новейшем и – без преувеличения – прецедентном решении по делу безработной гражданки Румынии, проживающей в Германии и требовавшей от немецких властей предоставления социального пособия, признал, что свобода передвижения, закреплённая в праве ЕС, не является абсолютной. Решение Европейского суда возымеет последствия не только в ФРГ. Отныне подтверждено, что одно государство-член ЕС может устанавливает специальные ограничения для граждан других стран ЕС к допуску к социальным выплатам на своей территории.

Предыстория дела
С 2010 года 25-летняя Элизабета Дано, гражданка Румынии, со своим 5-летним сыном проживала у своей сестры в Лейпциге (Германия). Ни дня г-жа Дано официально не работала. Каких-либо стремлений к интеграции в немецкое общество отмечено не было: гражданка Румынии практически не говорит на немецком языке. Тем не менее, данные обстоятельства не помешали ей подать ходатайство на получение в Германии социального пособия (Hartz IV).
Бюро занятости в Лейпциге прошение о предоставлении социального пособия удовлетворить отказалось на том основании, что г-жа Дано никогда в Германии не работала. Немецкое законодательство (Sozialgesetzbuch II) устанавливает общее правило: граждане стран ЕС, приезжающие в страну на поиск работы, не могут претендовать на социальные пособия. Право на Hartz IV получают только работающие на территории Германии и только по прошествии 3 месяцев со дня вступления в должность.
Несмотря на то, что Бюро занятости в Лейпциге в соответствии с законодательными положениями отказало в предоставлении социального пособия, г-жа Дано мириться с отрицательным решением не стала и со своей жалобой против Германии дошла до Европейского суда в Люксембурге (не путать с Европейским судом по правам человека, расположенным в Страсбурге).

На чём основывала свои претензии гражданка Румынии?
В рамках Европейского союза действует принцип свободного перемещения. Это означает фактическое уравнивание всех граждан стран ЕС в экономических правах и запрет дискриминации. Таким образом, если немцы в Германии имеют право получать Hartz IV, то теоретически данное право должно быть предоставлено всем гражданам ЕС, находящихся в аналогичных условиях. Как рассуждала г-жа Дано, на неё данное право также распространяется. А поскольку право ЕС имеет приоритет перед национальным правом (в нашем случае — немецким), то гражданка Румынии рассчитывала получить пособие на основе именно права ЕС.

Позиция Европейского суда
В своём решении от 11 ноября 2014 года Европейский суд встал на сторону Германии, подтвердив правомерность позиции Бюро занятости в Лейпциге, отказавшего г-же Дано в предоставлении социального пособия. В своём решении судьи подчеркнули, что истица не имеет какой-либо «истинной связи» с Германией и въехала на территорию страны лишь с целью получить Hartz IV. Поскольку поведение г-жи Дано представляет собой злоупотребление правом на свободное передвижение внутри ЕС, она не может получать какую-либо пользу из данного права.
Таким образом, Европейский суд признал, что граждане одного государства-члена ЕС не получают на автоматической основе доступ к социальным благам в другой стране ЕС. Чтобы требовать что-то взамен от официальных органов, гражданин ЕС должен сначала выполнить законодательные требования по месту проживания, первым из которые является наличие официального трудового договора. Со своей стороны, государства ЕС имеют право включать в своё законодательство меры по борьбе с «социальным туризмом».

Последствия решения для других стран Европы
Решение Европейского суда фактически является победой для консервативных политиков, позиция которых по борьбе с таким явлением как «социальный туризм» подтверждена на самом высоком в ЕС судебном уровне. Приветствовал решение Европейского суда также и Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, который в своей стране провёл в жизнь сразу несколько ужесточений правил выдачи пособий для «социальных туристов» из других стран ЕС (прежде всего, из относительно недавно вступивших – Румынии и Болгарии).
Идеальным для г-на Кэмерона было бы введение квот для въезжающих из других стран ЕС (об этом подробно читайте здесь). Однако, квоты находятся в явном несоответствии с правом на свободу передвижения внутри ЕС.
Аналогичная британской дискуссия разворачивает в Нидерландах. Правительство соседней Бельгии с некоторых пор в массовом порядке рассылает письма неработающим, но проживающим в стране мигрантам из ЕС с требованием покинуть страну. Интересно и одновременно удивительно то, что в Бельгии социальщиков из других стран ЕС прямо называют «обузой» («Belastung»).
В Германии также решили действовать: на прошлой неделе Бундестаг (Нижняя палата Немецкого парламента) постановил ужесточение режима для мигрантов из других стран ЕС. Когда/если нововведения вступят в силу, граждане ЕС будут обязаны покинуть территорию ФРГ, если они в течение 6 месяцев с момента въезда в Германию не нашли работу и не могут обеспечить своё содержание из других средств (например, сбережений или так называемых «пассивных» доходов). По данному правилу г-жа Дано по-прежнему сможет оставаться в Германии без обязанности работать, однако, в таком случае ей придётся предоставить доказательства наличия достаточных средств для пребывания в ФРГ. Доступ к Hartz IV для неё по-прежнему будет закрыт.

Свобода передвижения в ЕС – не только зло
Из всего населения ЕС свободой передвижения пользуется лишь незначительная часть – порядка 0,3%. Сколько социальные туристов в ЕС – официальная статистика не знает. Однако, широкой общественности (в т.ч. и в Швейцарии) известны случаи злоупотреблением социальной помощью иммигрантами из стран ЕС. Разумеется, проблема «социальных туристов» имеет место быть, и о ней необходимо дискутировать и с ней бороться. Однако, неверным было бы вместе с водой выплёскивать и ребенка. Иными словами, свобода передвижения внутри ЕС несёт в себе много позитивного, как для отдельного гражданина ЕС, так и стран-членов Европейского союза.
Так, в частности, свобода передвижения является инструментом, позволяющим гражданам ЕС без лишней бюрократии находить работу по всему Европейскому союзу. С макроэкономической точки зрения для самих государств-членов ЕС мобильность внутри Союза позволяет сглаживать последствия кризисов (например, позволяя безработным из одной страны ЕС искать работу в другой, экономически более успешной стране ЕС). Эксперты отмечают, что ВПП Великобритании в чистом выражении увеличился на порядка 20 миллиардов фунтов стерлингов благодаря массовой иммиграции из Польши и Венгрии.
Однако, пользу свобода передвижения приносит лишь, если она сопряжена с комплексом мер по борьбе с «социальными туристами». В данном отношении новейшее решение Европейского суда справедливости стоит только приветствовать.

Значение решения Суда ЕС для Швейцарии
Поразительно, но факт: многие полагают, что Швейцария входит в состав ЕС. Поэтому мне при освещении каких-либо вопросов, затрагивающих отношения Швейцария-ЕС, не привыкать начинать изложение с самого базового положения: Швейцария не является и никогда не являлась частью ЕС. Однако, Альпийская республика также не является неким фортом, отгороженным стеной от остальной Европы. Поэтому многие события, происходящие в Европейском союзе, также имеют определённое влияние на решения, принимаемые в Швейцарии.
Европейский суд в Люксембурге является «внутренней» судебной инстанцией Европейского союза и формально-юридически имеет юрисдикцию только над странами ЕС, в перечень которых Швейцария не входит. Однако, решение Суда ЕС имеет значение также и для швейцарского законодателя. Вы спросите, почему?
Не будучи частью ЕС, Швейцария, тем не менее, связана с Европейским союзом целым рядом международных договоров, экономически интегрирующих Швейцарию и ЕС. Так, по целому пакету двусторонних соглашений ЕС предоставляет Швейцарии привилегированный доступ на свой внутренний рынок с более чем 500 миллионов потребителей. Данное положение вещей имеет центральное значение для экспорта и импорта Альпийской республики. Одновременно между Швейцарией и ЕС (пока ещё – см. ниже) действует режим свободного перемещения рабочей силы, который можно пояснить при помощи следующего примера: гражданин Германии (как и других стран ЕС; временные (до 2016 года) ограничения действуют для граждан Болгарии и Румынии) приравнен в правах к швейцарцам при поиске и найме на работу на территории Швейцарии. Таким образом, немцам достаточно лишь, чтобы конкретный работодатель захотел их нанять. Какие-либо дискриминирующие административные предписания недопустимы.
Однако, как уже указывалось, свобода передвижения несёт в себе потенциал к злоупотреблению системой. Если немцы в основном едут в Швейцарию с реальной целью получения рабочего места, то, к сожалению, случается, что некоторые граждане из недавно вступивших в ЕС стран поддаются соблазну подключиться к системе социальных пособий, действующей в Альпийской республике, и не приносить пользу обществу. Чтобы противостоять данным проявлениям, в Швейцарии действуют аналогичные немецким правила: гражданин ЕС может пребывать в Альпийской республике до 3 месяцев с целью поиска работы без необходимости получения вида на жительство (на данный период социальное пособие не предоставляется). Если работа найдена, достаточно уведомить кантональные органы о начале трудовой деятельности, чтобы получить право на пермит Б или Л. Если гражданин ЕС не нашел работу в течение 3 месяцев, он должен покинуть страну. Граждане ЕС, занимавшиеся предпринимательской деятельностью в Швейцарии, но переставшие это делать и запросившие социальную помощь, утрачивают право находится в Альпийской республике.
Благодаря решению Европейского суда по делу г-жи Дано против Германии Швейцария и её меры против «социальных туристов» являются подтверждёнными уже на уровне высшей судебной инстанции ЕС.

Источник:«Швейцария Деловая»


Наши услуги:
Категория: Оффшорные темы | Добавил: admin (24.11.2014)
Просмотров: 376 | Теги: без пособия, «социальных туристов», оставил, Регистрация оффшорных компаний, Европейский суд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Фраза дня
Швейцария - страна, которая является одним из самых престижных финансовых центров мира. Почему так популярна эта страна для ведения бизнеса?

Translate
Поиск по сайту

Меню сайта
Юрисдикции
Популярные метки
Карта визитов



Rambler's Top100

Регистрация оффшорных компаний | Оптимизация налогов при помощи оффшора | Регистрация трастов | Регистрация холдинговых компаний | Разработка оффшорных схем | Инвестиции и защита активов | Открытие счетов в иностранных банках




Inter Offshore Consulting © 2009 - 2017. All Rights Reserved.
Хостинг от uCoz